Триумф «запасной столицы»

Триумфальная арка на Аллее Трудовой Славы — один из самых молодых монументов в Самаре

poster
Его торжественно открыли в 2015 году на пересечении проспекта Юных Пионеров и Кирова в честь 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. Место выбрали не случайно, арка — символ вклада куйбышевцев в дело Победы на фронте и в тылу. 

Возвели мемориал по проекту заслуженного художника России Ивана Мельникова меньше чем за год: к строительству объекта приступили в сентябре 2014 года. 

Сооружение из белых гранитных плит выглядит монументально и спустя пять лет. Высота арки — 15 метров, ширина — 14 метров. На одной стороне архитекторы разместили два бронзовых барельефа, посвященных военному и трудовому подвигу жителей города во время войны. Над ними расположены ордена Красной Звезды и Отечественной войны. На другой стороне – барельефы, на которых отлит текст о подвигах воинов и тружеников тыла, над ними — медаль «За трудовую доблесть» и Орден Красного Знамени.

Парапеты Арки Победы с обеих сторон венчают бронзовые барельефы в виде Ордена Победы с Георгиевской лентой. Специально для арки их отлили в Смоленске.

Открытие монумента состоялось 7 мая 2015 года. Первым масштабное архитектурное творение увидел ветеран Великой Отечественной войны Николай Трынин. Именно он в ноябре 2013 года предложил возвести рядом с Аллеей Трудовой славы Триумфальную арку. Идея, объединяющая в одном монументе героев передовой и тыла, благодаря Дмитрию Азарову, который был тогда главой города, обрела поддержка и стала реальностью

Супруги Трынины первыми увидели Триумфальную арку. Глядя на бронзовые фигуры солдат и тружеников тыла, они вспоминали свою войну на Кавказе. И хотя Николая Ивановича уже нет в живых, его идея – реальна и осязаема. Триумфальная арка достойна памяти и тех, кто воевал, и тех, для кого тыл был фронтом.

Но сама Аллея Трудовой Славы появилась раньше.

В 1975 году на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова был открыт памятник штурмовику Ил-2 который в годы войны производился на авиационном заводе. Этот памятник стал символом боевой и трудовой славы города. По свидетельству очевидцев, в начале восьмидесятых годов у городских руководителей разных уровней накопились заявки от десятка крупных местных предприятий, в которых говорилось примерно следующее: очень хорошо, что сооружен памятник штурмовику ИЛ-2, это убедительный финал совместного труда горожан, но ведь каждый из наших заводов производил что-то своё, конкретное — пушки, пулеметы, алюминиевый прокат, двигатели, подшипники и т. д., то есть то, что в совокупности и стало этим самолетом. Заводчане готовы показать свою историю, без которой невозможен был такой блестящий результат. Это желание, разумеется, было поддержано. Возникла новая патриотическая идея. Для её решения требовалась довольно большая территория среди жилой застройки. Было предложено облагородить почти двухкилометровую протяженную зону в Кировском районе на так называемом проспекте Юных пионеров, обстроенном в военные годы невзрачными двухэтажными домами и с неухоженным бульваром — от озера в парке им. Пятидесятилетия ВЛКСМ до озера в парке Металлургического завода.
 
В 1985 году в канун 40-летия Победы аллея была торжественны открыта. Она находится на проспекте Юных Пионеров между озёрами в парке «Молодёжный» (в те годы парк им. 50-летия ВЛКСМ) и в парке Металлургов. Десяти заводам выделили по участку аллеи и проектные группы на заводах с помощью архитекторов города своими силами создавали монументы.
К 2000-м годам большая часть элементов и форм монументов была разрушена вандалами. Восстановить их в прежнем виде было сложно, так как не сохранилась заводская техническая документация, памятники содержали элементы настоящих узлов и агрегатов, а некоторые заводы сменили собственников и ассортимент выпускаемой продукции. В 2005 и 2010 годах монументы на аллее были отремонтированы и обновлены в честь очередных юбилеев Дня Победы. Памятникам вернули ухоженный вид, но заменили отделочные материалы на современные пластиковые и металлические, а также изменили текст аннотаций.
В 2015 году к 70-летию Победы прошла очередная реконструкция монументов. 

В комплекс монументов Аллеи Трудовой славы  входят  многие самарские предприятия: КАТЭК, Куйбышевское агрегатное производственное объединение, Завод «Прогресс», , Авиационный завод, Завод «Металлист». Завод «Куйбышевкабель», Завод аэродромного оборудования, 9 ГПЗ,  Моторостроительное объединение им. М. Фрунзе, Металлургический завод им. Ленина.

История трудовой доблести Самары не заканчивается. С момента открытия Аллея  Трудовой Славы стала излюбленным местом отдыха горожан. Именно они отдали свои голоса за то, чтобы Самара стала городом трудовой доблести.